Перейти к содержимому


Фотография

Авто-ИСО в камерах Олимпус


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 41

#1 kkn

kkn

    Эксперт

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPipPip
  • 8 186 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 24 Февраль 2011 - 16:44

С давних времен фотографы вывели для себя эмпирическое правило, какую предельно длинную выдержку можно установить при съемке на определенных фокусных расстояниях, чтобы избежать смазов от шевеленки. Такая безопасная выдержка примерно равна 1/ЭФР (или 1/(2ФР) применительно к 4/3), плюс-минус опыт фотографа, вес и эргономика камеры, и т.д.

Реализация функции авто-ИСО в камерах Олимпус сделана в полном соответствии с эти правилом. При ухудшении освещения камера старается держать базовое ИСО, удлиняя выдержку вплоть до значения 1/ЭФР. ИСО будет повышаться только тогда, когда выдержка упрется в это значение.

Но строгое следование правилу 1/ЭФР обернется боком при съемке на коротких фокусных расстояниях. В соответствие с этим правилом, выдержка в таком случае станет слишком длинной, и смазы будут получаться уже не от шевеления фотографа, а от шевеления объекта съемки. Поэтому в алгоритме авто-ИСО камер Олимпус введена отсечка по изменению выдержки, которая не позволяет камере увеличить выдержку длиннее некоторого порога. То есть при уменьшении фокусного расстояния до определенного предела работает правило 1/ЭФР, а на еще более коротких фокусных выдержка фиксируется на том самом пороге.

Вот тут есть малоизвестная недокументированная особенность, которая позволяет нам настраивать этот нижний порог удлинения выдержки при авто-ИСО. Это делается в меню настройки параметров вспышки (шестеренка или гаечный ключ с буквой F), в пункте SLOW LIMIT (НИЖНИЙ ПОРОГ). Согласно инструкции, назначение этого пункта звучит так:

Позволяет установить медленный предел выдержки для использования при срабатывании вспышки.

Про влияние этой настройки на авто-ИСО нет ни слова. На самом деле задаваемый этой настройкой нижний порог как раз и является тем самым порогом допустимого удлинения выдержки при работе функции авто-ИСО. По умолчанию нижний порог задан в 1/60 сек. При съемке неподвижных сцен вы можете изменить его, например, на 1/30 сек, что позволит снимать такие сцены на более низких ИСО. А для динамичных сцен можно наоборот, сократить порог до 1/160-1/250 сек (минимальное значение порога ограниченно скоростью синхронизации со вспышкой - помним о двойном назначении этого пункта), тогда камера будет повышать ИСО для удержания короткой выдержки.

Примечание. В самых последних камерах Олимпус (E-5 и E-PL2) в пункте SLOW LIMIT можно задать очень длинные выдержки, вплоть до 30 сек. Но значения выше 1/30 сек функцией авто-ИСО игнорируются. Например, при установке объектива с фокусным расстоянием 7 мм камера все равно не будет удлинять выдержку выше 1/30 сек, даже если в SLOW LIMIT задано 30 сек. Во всех остальных камерах диапазон допустимых значений в пункте SLOW LIMIT составляет от 1/30 сек до выдержки синхронизации со вспышкой (т.е. 1/160, 1/180 или 1/250 сек в зависимости от модели камеры).

Таким образом, теперь мы можем расписать алгоритм работы функции авто-ИСО в камерах Олимпус:

1. На самых коротких ФР функция авто-ИСО будет стараться держать выдержку, заданную в пункте SLOW LIMIT меню настроек вспышки, поднимая по необходимости ИСО.
2. При увеличении ФР выше значения, определяемого как половина знаменателя порога, заданного в пункте SLOW LIMIT (т.е. 30 мм при пороге 1/60 сек, например), и до ФР примерно 150 мм, функция авто-ИСО начинает действовать в полном соответствии с правилом 1/ЭФР.
3. На ФР выше 150 мм алгоритм меняет свою работу в предположении, что на таких фокусных используется стабилизатор. Точная реализация авто-ИСО в дальнем теледиапазоне отличается у разных камер, и я пока не до конца ее вычислил за отсутствием у меня объективов с ФР больше 200 мм. Предположительно, для зеркальных камер правило 1/ЭФР заменяется на правило 1/(1.5ФР), а для камер серии E-PEN порог выдержки фиксируется на значении 1/200 сек.

Вся приведенная выше информация справедлива для последних зеркальных камер Олимпус (E-600/620, E-30, E-5) и для всех камер семейства E-PEN и OM-D. Я не проверял поведение авто-ИСО и влияние на него пункта SLOW LIMIT в более старых камерах. Владельцы могут проверить и дополнить эту тему.

OM-D E-M1, E-M10, E-500, Leica DG 25/1.4, Leica DG 42.5/1.2, m.ZD 75/1.8, ZD 7-14/4, ZD 35-100/2


#2 nz-ekb

nz-ekb

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1 037 сообщений

Отправлено 03 Апрель 2011 - 08:53

Вот это отличная новость!!!!!! Как всегда, огромное спасибо!!!!!!

е-500 | 12-60\2.8-4 | АРСАТ 250\3.5 | meyer optik gerlitz 135\3.5 | индустар 50-2 ))))) | FL 36r Softbox |
e-m5 | epm-2 | 25\1.4 | 12-50 | Fl-20 | 40-150.


#3 Dimasin

Dimasin

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 420 сообщений

Отправлено 03 Апрель 2011 - 10:35

Спасибо за информацию, kkn!
АвтоИСО Е-3 так же себя ведет, кроме ФР 200. Там выставляется значние выдержки 320. Включение стаба никакого эффекта на выдержку не оказывает.

#4 ~Vrody~

~Vrody~
  • Гости

Отправлено 03 Апрель 2011 - 11:18

В Е-520 такой параметр есть, в меню ключ 1F. Осталось проверить на практике. :)

#5 ~Sektor+~

~Sektor+~
  • Гости

Отправлено 03 Апрель 2011 - 11:23

А у Панасоников на микро подобное есть?

#6 kkn

kkn

    Эксперт

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPipPip
  • 8 186 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 03 Апрель 2011 - 11:44

А у Панасоников на микро подобное есть?

У микро Панасоников авто-ИСО тоже работает по правилу 1/ЭФР, но нижний порог выдержки фиксирован, его изменить нельзя. Это порог составляет 1/60 сек для G2, G10, GF2, GH2, либо 1/30 сек для G1, GF1, GH1.
Немного подробнее писал об этом в обзоре G2 (раздел 4): http://olympus.ourli...ndpost&p=341453.

OM-D E-M1, E-M10, E-500, Leica DG 25/1.4, Leica DG 42.5/1.2, m.ZD 75/1.8, ZD 7-14/4, ZD 35-100/2


#7 Васич

Васич

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 290 сообщений

Отправлено 06 Апрель 2011 - 00:13

2Dimasin - включил аппарат, выставил 200мм, навелся куда-то за окном: в режиме приоритета диафрагмы (полностью открытая, 3.5) авто-исо 800, выдержка 1/18 секунды, вкл/откл стабилизатора не влияет.

Или я не понял суть разговора?


P.S. очень радует в Е-3 режим ISO BKT: один щелчок затвора и три кадра с разным ИСО! в сложных условиях, например, на концерте, меня выручает очень, т.к. там снимаю в режиме приоритета выдержки, автоматике экспозамера (использую точечный) очень тяжело - источники света очень подвижны, освещение контрастное и неравномерное, и варианты одного и того-же кадра с разными ИСО очень в тему!
E-3, E-600 + HLD-5 | OM 50 f/1.4 | OM 50 f/1.2 | ZD 50-200, ZD 14-42, ZD 40-150-II | FL-36R, MAK 1400mm f/14, DOB 1000mm f/5 | 685B + 322RC2

#8 Dimasin

Dimasin

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 420 сообщений

Отправлено 06 Апрель 2011 - 06:21

2Dimasin  - включил аппарат, выставил 200мм, навелся куда-то за окном: в режиме приоритета диафрагмы (полностью открытая, 3.5) авто-исо 800, выдержка 1/18 секунды, вкл/откл стабилизатора не влияет.

Возможно у Вас 800 верхняя граница автоИСО. В этом случае в режиме приоритета диафрагмы выдержка будет удлинняться - других то вариантов у аппарата нет.
Ну, или, как вариант, прошивка старая.

P.S. очень радует в Е-3 режим ISO BKT: один щелчок затвора и три кадра с разным ИСО!

Что то у меня не срастается. Как за одно срабатывание затвора получить три кадра с разной экспозицией? Это в RAW или JPG?

#9 Васич

Васич

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 290 сообщений

Отправлено 06 Апрель 2011 - 09:13

и в RAW, и в JPEG, один щелчок затвора - три кадра с разным ИСО (причем "яркому" кадру авто-исо не указ).

Ведь в цифре ИСО есть ни что иное, как усиление сигнала, считываемого с матрицы, и никто не мешает его считать три раза подряд, с разным усилением.
E-3, E-600 + HLD-5 | OM 50 f/1.4 | OM 50 f/1.2 | ZD 50-200, ZD 14-42, ZD 40-150-II | FL-36R, MAK 1400mm f/14, DOB 1000mm f/5 | 685B + 322RC2

#10 temp

temp

    Ветеран

  • Старая гвардия
  • PipPipPipPipPipPip
  • 11 390 сообщений

Отправлено 06 Апрель 2011 - 09:18

блин пипец. это же готовая фишка для ХДР. готовый дико расширенный дд внутрикамерно. блин и кто мешает олимпусу внутрикамерно три кадра с разным исо сшивать в один кадр получая дико расширенный ДД.

#11 PeRo

PeRo

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1 460 сообщений

Отправлено 06 Апрель 2011 - 10:35

блин пипец. это же готовая фишка для ХДР. готовый дико расширенный дд внутрикамерно. блин и кто мешает олимпусу внутрикамерно три кадра с разным исо сшивать в один кадр получая дико расширенный ДД.

У меня мысль такая тоже была после покупки E-PL1. Пробовал это на искусственном сюжете (плохоосвещенный объект на фоне окна). У меня получилось, что взять кадр с более высоким исо из полученных трех, что экспозицию задрать соответственно в кадре с базовым исо (речь о raw идет разумеется) - один фиг, шумов на темном объекте получается одинаково. Так что чуда скорее всего не будет. Хотя при достаточном свете и коротких выдержках, например лес плюс небо солнечным днем, может и прокатит.
Olympus PEN E-PL1 + VF-2 | Panasonic G3 Х 2 | Metz 50 AF-1 | Olympus STF-22
m.Zuiko 14-150 + m.Zuiko 9-18 + 20/1.7 + 45/2.8 + Samyang 7,5mm Fish-eye + Panasonic 100-300 + Panasonic 45-175 + Panasonic 14-42 | макрокольца Kenko
Fujifilm Real 3D W3 | Sigma DP1

#12 maxuser

maxuser

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1 592 сообщений
  • Интересы:CG

Отправлено 06 Апрель 2011 - 11:33

блин пипец. это же готовая фишка для ХДР. готовый дико расширенный дд внутрикамерно. блин и кто мешает олимпусу внутрикамерно три кадра с разным исо сшивать в один кадр получая дико расширенный ДД.

А с чего бы ему дико расшириться? Ничего не изменится.

C-8080WZ | E-3
PEN E-P2 | OM-D E-M5 | Voigtlander Nokton 17.5/0.95 | Navitar 75/1.3 | Olympus m.Zuiko 40-150/4.0-5.6 | Olympus m.Zuiko 9-18/4.5-5.6 | Senko 25/0.95


#13 Васич

Васич

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 290 сообщений

Отправлено 06 Апрель 2011 - 11:58

2maxuser - детали в светах на низких ИСО и в тенях на высоких.

2PeRo - чуда пока нет, но немного ДД все-же расширить можно.
E-3, E-600 + HLD-5 | OM 50 f/1.4 | OM 50 f/1.2 | ZD 50-200, ZD 14-42, ZD 40-150-II | FL-36R, MAK 1400mm f/14, DOB 1000mm f/5 | 685B + 322RC2

#14 maxuser

maxuser

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1 592 сообщений
  • Интересы:CG

Отправлено 06 Апрель 2011 - 12:01

Васич
Shadows/Highlights

C-8080WZ | E-3
PEN E-P2 | OM-D E-M5 | Voigtlander Nokton 17.5/0.95 | Navitar 75/1.3 | Olympus m.Zuiko 40-150/4.0-5.6 | Olympus m.Zuiko 9-18/4.5-5.6 | Senko 25/0.95


#15 PeRo

PeRo

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1 460 сообщений

Отправлено 06 Апрель 2011 - 12:20

Васич, попробуйте, расскажите потом что вышло, у меня не получилось :) Вернее, результирующий HDR снимок, полученный из 3-х при применении брекетинга ИСО, мало чем отличается от того, что можно вытянуть из одного в CaptureOne, применяя инструмент "HIGH DYNAMIC RANGE". Оно в принципе и логично, т.к. экспозиция не меняется, и усилитель никак не отменяет того, что ноль умножить на что-то равно нулю всегда. Так что без правильной экспозиции никуда не деться, и если уж хочется нормального ХДР, придется снимать с брекетингом выдержки. Идея-то с брекетингом ИСО и ХДР кажется замечательной, на первый взгляд, но не стоит думать, что до вас и до меня она никому в голову не пришла, а уж тем более не пришла в голову разработчикам камер, иначе уже давно бы имели камеры с широчайшим ДД :)
Olympus PEN E-PL1 + VF-2 | Panasonic G3 Х 2 | Metz 50 AF-1 | Olympus STF-22
m.Zuiko 14-150 + m.Zuiko 9-18 + 20/1.7 + 45/2.8 + Samyang 7,5mm Fish-eye + Panasonic 100-300 + Panasonic 45-175 + Panasonic 14-42 | макрокольца Kenko
Fujifilm Real 3D W3 | Sigma DP1

#16 Васич

Васич

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 290 сообщений

Отправлено 06 Апрель 2011 - 12:20

2maxuser - мы наверное друг друга не понимаем, я о следующем: в случае с ISO BKT имеем три кадра с разной экспозицией (проэкспонированы они одинаково, но ISO то разное!), вилка от 1/3 до 1 EV.

2PeRo - я уже выше сказал, что чуда нет, но в случае с динамичными сценами и сложным освещением, как я опять-же говорил выше (концерт) - у нас нет выбора, нет возможности сделать три одинаковых кадра с разной выдержкой, например.
E-3, E-600 + HLD-5 | OM 50 f/1.4 | OM 50 f/1.2 | ZD 50-200, ZD 14-42, ZD 40-150-II | FL-36R, MAK 1400mm f/14, DOB 1000mm f/5 | 685B + 322RC2

#17 PeRo

PeRo

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1 460 сообщений

Отправлено 06 Апрель 2011 - 12:49

Васич, чем теоретизировать на этот счет, попробуйте поснимайте и расскажите о результатах. Но, поверьте, об этой фишке до вас уже многие догадались, и ничего это ровным счетом не дает.
Olympus PEN E-PL1 + VF-2 | Panasonic G3 Х 2 | Metz 50 AF-1 | Olympus STF-22
m.Zuiko 14-150 + m.Zuiko 9-18 + 20/1.7 + 45/2.8 + Samyang 7,5mm Fish-eye + Panasonic 100-300 + Panasonic 45-175 + Panasonic 14-42 | макрокольца Kenko
Fujifilm Real 3D W3 | Sigma DP1

#18 Васич

Васич

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 290 сообщений

Отправлено 06 Апрель 2011 - 13:32

2PeRo - о какой "фишке"? Брекетинг ИСО? Я им пользуюсь, и "догадываться" об этом не надо, он в инструкции описан и в меню присутствует :)
E-3, E-600 + HLD-5 | OM 50 f/1.4 | OM 50 f/1.2 | ZD 50-200, ZD 14-42, ZD 40-150-II | FL-36R, MAK 1400mm f/14, DOB 1000mm f/5 | 685B + 322RC2

#19 temp

temp

    Ветеран

  • Старая гвардия
  • PipPipPipPipPipPip
  • 11 390 сообщений

Отправлено 06 Апрель 2011 - 13:37

да я тормознул. при сшивании 3 кадров с разным исо никакого повышения дд не получится . это же не сшивание 3 кадров с разницей в экспонировании.

#20 maxuser

maxuser

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1 592 сообщений
  • Интересы:CG

Отправлено 06 Апрель 2011 - 13:45

Васич
Я о том же. Вот только, если на базовом исо (200, например) все влезло в гистограмму, то как этот сигнал не переусиливай/ослабляй потом, ничего нового там не появится.

C-8080WZ | E-3
PEN E-P2 | OM-D E-M5 | Voigtlander Nokton 17.5/0.95 | Navitar 75/1.3 | Olympus m.Zuiko 40-150/4.0-5.6 | Olympus m.Zuiko 9-18/4.5-5.6 | Senko 25/0.95





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных



            TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов     аМореСуши